Методика Шатковского
Автор книги 'Развитие музыкального слуха' Шатковский Григорий Иванович – известный педагог-новатор, разработал уникальную методику обучения музыке и раскрытия творческого потенциала личности, базирующуюся на нравствен. принципах общей и музыкальной педагогики.
gregoryshatkovsky@gmail.com
8 - 903 194 1874
 
 
 
Ученики Шатковского
Многие ученики Шатковского стали известными музыкантами, педагогами и композиторами: А. Васильев, Е. Лангер, П. Айду, М.Потоцкая, Л. Селенкова, Ю.Богданов, С.Липс, О.Андрющенко, А.Вульфсон...
 
 
 
Книга
Книга Г.И.Шатковского
"Развитие Музыкального
Книга Развитие музыкального слуха
Купить книгу
 
 

Отзывы о методике развития музыкального слуха

Обучение музыке: отзывы

УЧАСТНИКИ ЛЕТНЕГО СЕМИНАРА - 2015!

Уроки музыки: отзывы


Ещё в бытность своей учёбы в музыкальном училище я познакомилась с методикой Г.И. Шатковского и использовала её в своей последующей работе. Мне давали первые классы в  ДМШ численностью по 15 человек! Результаты не заставили себя ждать. Ученики всех без исключения отделений осваивали сложный материал "на раз". Даже родители "загорались" и просились на задние парты писать диктанты.

Поэтому, узнав о предстоящем семинаре по своей любимой методике, я не могла его пропустить. Конечно, в один день сложно охватить многие интересующие вопросы, но все ораторы максимально полно раскрыли объявленные заранее темы. Очень хочется приехать ещё не раз, чтобы увидеть и самого автора методики, и его последователей. Приобрела и книгу Григория Ивановича, и ноты с пьесами Анны Шатковской. Уже осваиваю на практике, как и подвижные игры для изучения   ступеней и интервалов, разработанные Татьяной Шатковской-Айзенберг.

Очень интересно было послушать тему аккордики и её применения от Натальи Викторовны. Особенно КЛАСТЕРОВ. Метод ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ помогает выстроить стройную взаимосвязь между темами теории и, что САМОЕ ГЛАВНОЕ,- ПРИМЕНЯТЬ полученные знания для сочинительства и импровизации.

Спасибо за такой плодотворный, полный творчества, семинар. Желаю побольше последователей и вовлечённых в стройную систему "простых сложностей" новых учеников. Детей и взрослых.

Малышева Татьяна Степановна. Санкт-Петербург.

Музыка - отзывы

На семинаре 21 февраля вновь была атмосфера творчества: сочиняли, импровизировали и играли) Считаю, что подобные семинары просто необходимы для преподавателей, чтобы обновить знания, вспомнить о творчестве и вдохновиться! Спасибо большое!

Ольга Булатова.

Музыка - отзывы


Уважаемые Григорий Иванович и Наталья Викторовна! Занятия с вами вновь натолкнули меня на мысль о том, что ни я, ни один другой педагог не имеем права недооценивать своих детей. Они могут многое. Гармонизация, импровизация и другие \\\"взрослые слова\\\" не должны и не могут становиться для ребят барьером, камнем преткновения для выражения себя и своих музыкальных мыслей.

С благодарностью и уважением,
Ольга Серебрянская - преподаватель теоретических дисциплин Камчатского колледжа искусств
(образование - СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова)

Музыка - отзывы


Спасибо за семинар! Теплая,доброжелательная атмосфера,содружество коллег "болеющих" за своих маленьких учеников, Система стройная, прошедшая уже теперь многолетнюю успешную практику,взрастившая прекрасные плоды - талантливых творчеких музыкантов, А главное, призывающая к воспитанию в процессе обучения музыке личности умной,доброй,сильной! Наш педагогический лозунг как у врачей - "Не навреди!" Раскрепощение, Радость на уроках, одобрение первых самостоятельных шагов ребенка в музыке -это здорово!

Стрельцова Татьяна Дмитриевна

Музыка - отзывы

 

 

Отзыв о семинаре 2015

В августе 2015 я наконец-то попала на долгожданный семинар Г.И. Шатковского. Много лет назад мне в руки попала его книга "Развитие музыкального слуха", честно пыталась по ней работать, но до конца в моей голове все это не складывалось в стройную систему. Попав на семинар, наконец-то схлопнулось! Оказывается подход о котором столько лет говорил и продолжает говорить Григорий Иванович - это принципиально правильный подход в работе мышления и работы мозга человека. Сначала - охват целого (работа правого полушария), потом освоение деталей (левое полушарие). Именно такой подход органичен для природы ребенка, он заложен в их природу мышления. Спасибо, что есть такие самоотверженные, любящие и терпеливые люди, которые несут весть истинного просвещения и радость творчества!

А. М. Мироненко,
преподаватель музыки г. Москва

Музыка - отзывы

 

Огромное счастливое спасибо за возможность прикоснуться к творчеству! Семинар закончился, а я "звучу" и вибрирую!!!
От всей души благодарю за драгоценный материал, которым Ваша команда делится! Еще раз озвучу свое предложения организовать II ступень ( или 2 цикл или еще как то его назвать) для слушателей уже получивших представление о методике Григория Ивановича, но желающих дальше практически поработать под чутким руководством. Я чувствую необходимость проработать каждый пример из сборника, который Наталья Викторовна нам показывала. Записать свои находки.

Пустова Ольга Сергеевна,
преподаватель теоретических дисциплин Софринской ДМШ

Музыка - отзывы


Только что прошел летний семинар,который в очередной раз проводили Г.И.Шатовский,Н.В.Шатковская и Т,Г,Шатковская-Айзенберг. Прежде всего хотелось бы сказать огромное"СПАСИБО" судьбе, Богу за то,что есть на свете вот такой Григорий Иванович, который сумел выстроить такую понятную, доступную для детского восприятия систему изучения сольфеджио, в котором все просто, все постигаемо, интересно до такой степени,что ты уже и не заметил, что влюбился в этот предмет и хочешь узнавать еще больше!!! Вы МАСТЕР от Бога,уважаемый Григорий Иванович,Вы мудрый и добрый учитель жизни,Ваш не только музыкальный, но и жизненный опыт очень нужен нам, музыкантам, Ваше отношение к профессии - достойно уважения и подражания! Будьте здоровы, дорогой Учитель, Вы нам очень нужны!

Людмила Валериевна Семенова,
преподаватель фортепиано и теоретических дисциплин г.Самара.

Музыка - отзывы

 

 

Летний семинар
«Интенсивное развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио и фортепиано».
Москва, 2014. Отзывы:

Музыка 2014

Уважаемые Наталия Викторовна, Григорий Иванович и Татьяна! Хочу выразить огромную благодарность за ваш ценнейший труд. Семинар по вашей системе был очень интересен и полезен, как с профессиональной, так и с общечеловеческой точки зрения, показывает пример бережного и творческого отношения к музыке, к детям, к педагогике, вселяет уверенность и вдохновение в педагогов. Огромное количество информации на вашем семинаре воспринимается с легкостью и удовольствием.

С благодарностью,
Елена, город Москва

Музыка - отзывы

 

Семинар система Г. И. Шатковского 15-17.08.14

Впечатление от семинара потрясающее! Я увидела иной, нестандартный подход к изучению теории музыки и развитию слуха, когда учащийся максимально вовлекается в Творчество, становится музыкально грамотным через собственный опыт сочинения.

Больше всего меня поразило то, каким образом в этой системе подается вся музыкальная теория. Казалось бы, очевидно, что любой предмет изучается с тем, чтобы действительно владеть им, т.е. уметь применять на практике изученное, иметь определенные навыки. В случае с музыкальной теорией и сольфеджио конкретными навыками должно становиться умение анализировать услышанное, т.е. понимать, ЧТО слышишь и ПОЧЕМУ. Значит, на это должно быть нацелено и преподавание. Однако, обычно уроки сольфеджио не дают учащемуся ясного понимания целей обучения. Он изучает сложные термины, не зная, где это ему пригодится. В системе Г. И. Шатковского музыка представляется как язык, на котором учащимся предстоит научиться выражать свои мысли и чувства. Все теоретические сведения осознаются как элементы, "слова" этого языка. Знания преподносятся не сами по себе, в отрыве от музыкальной практики, а в связи с задачей нарисовать характер, образ через музыку, донести эмоции, настроение, а ведь музыка для этого и существует. Через нее композиторы и выражают себя, и общаются со слушателем, вызывая в нем сопереживание. И вот ученик превращается в ТВОРЦА. Тогда предмет сольфеджио становится для него не сухой суммой знаний (которые обычно еще и плохо усвоены, так как нет понимания, для чего они нужны), а ключом в прекрасный мир музыки, открывающим все новые и новые горизонты перед тем, кто им владеет. Возникает совершенно другая мотивация, не связанная, к примеру, с тем, чтобы получить хорошую оценку. Разве останется ученик равнодушным перед возможностью творить, создавать свои собственные образы, выражать свои чувства?! А эта возможность дается ему с самых первых шагов обучения. Связь теории со слуховым опытом дает понимание, ДЛЯ ЧЕГО изучается та или иная тема; следовательно, учащимся не приходится зубрить не понятно что и не понятно зачем; это, в свою очередь, помогает сохранить интерес к занятиям.
На обычных уроках сольфеджио лучшее, чего удается достигнуть, - это понять что и как написал кто-то другой. Здесь же ученик имеет возможность самому попробовать применить все то, что узнал, пройти, насколько это ему доступно, по тому же пути, что и самый гениальный композитор.

Отдельно об оценках. Возможно ли оценить, кто "лучше", кто сочинил на пятерку, а кто на тройку? Кого мы ценим больше Баха или Моцарта? Какие произведения гениальнее, симфонии Чайковского или концерты Рахманинова? Сравнение мировых шедевров в подобных целях было бы неуместным. Скромные достижения начинающих музыкантов, по Г. И. Шатковскому, тоже не стоит сравнивать и выносить строгие вердикты. Ведь главное для начинающего - ПОНЯТЬ, как "работает" то или иное средство музыкальной выразительности. К тому же, порой и у самых маленьких учеников рождаются очень удачные темы, бывают удачные находки. Все ученики разные, с разным "багажом" музыкального опыта, мыслей и эмоций; сочиняя, каждый выражает то, что в нем есть, и это вряд ли нужно сравнивать, вряд ли это поддается оценке. Здесь не должно и не может быть двоечников и отличников.

Единственное, что можно оценить с какой-объективностью - это УМЕСТНОСТЬ применения тех или иных музыкальных средств для осуществления задуманного. А это подразумевает, что ученик должен обладать набором таких средств (т.е. быть достаточно теоретически подготовленным), а так же умением в них ориентироваться и свободно применять, чтобы иметь возможность воплотить в жизнь свои идеи. Таким образом, система Г. И. Шатковского не просто удобна своей логичностью. Ее особенная ценность в том, что в процессе обучения у ученика возникает СТРЕМЛЕНИЕ узнавать что-то новое, потому что это новое позволяет полнее раскрывать себя. Знания же, к которым стремишься, будут гораздо прочнее, чем навязанные и усвоенные безо всякого интереса. А умение самовыражаться формирует личность творческую, оригинальную, интересную.

Как печально, что так не учат во ВСЕХ музыкальных школах! Ведь обучающиеся по этой системе могут прежде всего ПОНИМАТЬ музыку, а значит, и любить ее. Мы получали бы на выходе как музыкантов-профессионалов различных специальностей (не только теоретиков), так и просто любителей (действительно от слова "любить", а не в смысле их дилетантства), глубже понимающих музыку, гораздо более личностно свободных, не закрепощенных, умеющих не просто "читать", то есть исполнять по нотам, но и "говорить" на этом языке. Из осознания, понимания и личного опыта использования средств музыкального языка рождается интерес и любовь к музыке, хорошей, качественной музыке, к гениальному наследию предков. А это так необходимо сейчас нашим детям (да и взрослым), на которых грязь льется потоками со всех сторон! Как важно в этом противостоянии с детства прививать хороший вкус, через музыку приобщать к тем нравственным началам, гармонии, красоте, которые заложены ней!

Большое спасибо семье Шатковских за то, что они делятся с нами уникальным опытом, таким интересным, полезным и настолько актуальным для музыкального образования!

Анастасия Волкова,
г. Москва.

Музыка - отзывы

 

Отзыв о семинаре 2014

Первый раз я познакомилась семьей Шатковских и лично с Григорием Ивановичем более 20 лет назад, когда меня, еще совсем маленькую девочку, привели на мой первый урок музыки.

Именно методика Григория Ивановича и необычайная теплота и доброта по отношению к ученикам,  подача теоретического материала не через мучительные зубрёжки бесконечных правил, а наоборот  -  через практику, через творчество (композиция), окончательно утвердили меня в мысли о том, что я хочу стать музыкантом, писать музыку и быть педагогом.

Уникальность системы Г.В. Шатковского состоит в том, что ученик не видит больших трудностей на пути к изучению глубин теории музыки, сольфеджио и гармонии.  Двигаясь от общего к частному, показывая ученику всю палитру красок музыкальной науки, Педагог постепенно дает каждый элемент её составляющий. Это помогает понять человеку, что в музыке также присутствует логика, простота и ясность. В результате, ученик не боится инструмента, хочет и любит применять полученные теоретические  знания в импровизации и сочинении собственных произведений. Сам того не осознавая, через несколько лет таких занятий маленький человек знает то, что знает студент Консерватории. И это ни в коем случае не преувеличение. Это факт.

Этим летом мне посчастливилось стать участницей летнего семинара по системе Г.И.Шатковского. Теперь я взглянула на эту систему не глазами ученика, а глазами педагога. (да-да, я осуществила свою детскую мечту и стала музыкантом и педагогом).
Скажу кратко: Систему Г.И. Шатковского невозможно переоценить. Его система – это не только золотой ключик к знаниям по теории музыки, но и к душе и сердцу ученика!

Всего за 3 дня семинара нам объяснили как наилучшим образом давать сложный теоретический материал, чтобы дети не заскучали и не воспринимали эти знания как нечто трудное и неинтересное. Мы сами пропустили через себя методику, сочиняли и импровизировали, пели и даже танцевали. Всё это способствует пониманию изучаемого предмета. Также нам дали бесценные советы, о которых, я считаю, просто необходимо помнить каждому педагогу вне зависимости от того, какую  дисциплину он преподаёт. Вот некоторые из них:

«Любое добро и зло формируется педагогикой!»;

«Ум, душа, доброта, сила воли – эти качества в сумме своей дадут миру прекрасного человека» (и педагог должен способствовать развитию этих качеств как в себе так и в своих учениках)

«Нет повторения – нет обучения»;

 «От общего к частному»;

«Теория открывает дверь в практику» (это к вопросу о том, зачем вообще ребёнку так подробно изучать теорию музыки)

Я благодарю Григория Ивановича, Наталью Викторовну и Татьяну Григорьевну Шатковских за то, что они проводят такие семинары, где каждый может взглянуть на предмет  через их систему! И желаю, чтобы их правое дело процветало!

Анастасия Лопатина

 

Музыка - отзывы

 

Семинар по развитию музыкального слуха. Москва, 2013. Отзывы:

Для меня семинар стал интересен своей направленностью на раскрытие творческих способностей, прежде всего, педагогов. Ведь только после того, как педагог сможет сам познать радость творчества, он сможет применить тот же принцип и со своими учениками. Удивительно было, как раскрывались участники семинара. Столько идей, великолепных композиций, вдохновения! Не терпится применить полученные знания на практике! Благодарю автора методики, Г.И.Шатковского, а также его замечательных коллег-ведущих за три красочных дня нашей профессиональной жизни!

Методика Г.И. Шатковского, помимо иных достоинств обладает, пожалуй, самыми главными - доступностью и действенностью. Дети легко отзываются на творческие идеи, с удовольствием сочиняют и импровизируют, и как следствие  - пройденный материал усваивается лучше, а от урока остаётся приятное впечатление. Помимо этого, урок проходит будто "на одной волне", точнее не проходит, а "пролетает". Выражаю искреннюю и сердечную благодарность автору методики, а также ведущим семинара за полезные знания, повышающие качество проводимых уроков!

С уважением, Татьяна Бородина, педагог по фортепиано по методике Т.И. Смирновой в МЦМО, образование: МГК имени П.И.Чайковского.

Музыка - отзывы

 

... Многим родителям, чьи дети посещают музыкальную школу, знакома следующая ситуация. Ребенок напевал себе под нос чуть ли не с двухлетнего возраста, приводя в восторг бабушек и дедушек своим музыкальным слухом, с радостью пошел на первое занятие в музыкальную школу и… все. Музыкальная школа стала ненавистной. Далее такой ребенок, в зависимости от характера и темперамента, либо бросает музыкальную школу, либо продолжает посещать ее в угоду маме и папе. Система известного педагога-новатора Шатковского Григория Ивановича ... далее >>

Музыка - отзывы

 

Я счастлива, что мне выпал такой случай побывать на семинаре у Григория Ивановича Шатковского. Воспитание детей по методике Г.И. считаю наиболее приемлемой, доступной и эффективной. Думаю, после этого семинара моя работа с детьми станет ещё интересней и продуктивней. Огромное спасибо за предоставленную возможность.

Анна Павлова, композитор (образование: МГК имени П.И.Чайковского).  Преподаватель теоретических дисциплин в Московском областном колледже имени С.С.Прокофьева. ДМШ 1 г. Пушкино.

Музыка - отзывы

 

Уважаемый Григорий Иванович! Посетить Ваш семинар было для меня огромной радостью. В моей жизни открылся мир музыки с простой и логичной стороны и с высоты Вашего опыта и знаний было приятно окунутся в созидательную атмосферу, которая царит на Ваших семинарах. Все что узнала, буду рада воплотить в своей профессиональной деятельности.

Наталья Викторовна и Татьяна Григорьевна, спасибо вам за практическое воплощение теоретических понятий семинара, которые важны в нашей музыкальной профессиональной работе, а также были поучительны для меня!
Здоровья Вам! Творческих успехов!

С благодарностью, Безрукова Жанна Николаевна, преподаватель теоретических дисциплин в Сумской ДМШ №4. (образование: Сумской педагогический институт  им. А. С. Макаренко).

Музыкальный семинар 2013

Музыка - отзывы

 

Я с большой благодарностью вспоминаю уроки Григория Ивановича. И хотя какие-то детали не сохранились в памяти (это было очень давно, 22-23 года назад!), у меня осталось чувство, что занятия раскрепостили и развили мою музыкальную фантазию. Именно с этих уроков началось моё настоящее увлечение сочинением музыки. Уроки Шатковского привили мне ощущение, что музыка, импровизация, поэзия, театр – это части одного целого. Скоро состоится премьера моей оперы в Ковент Гардене в Лондоне, в которой я пыталась воплотить именно эту целостность. А ведь началось всё с короткой оперки «Колобок», которую я сочинила к одному из уроков Григория Ивановича – я до сих пор помню лейт-мотив Колобка (и его минорный вариант в конце сказки!)

Елена Лангер, композитор, Лондон. (2010г.)
www.elenalanger.com

Музыка - отзывы


Отзыв о занятиях по развитию музыкального слуха

Совсем ещё недавно мои дети 8-ми и 10-ти лет непреклонно и категорично заявляли мне, что твёрдо решили покинуть стены ненавистной музыкальной школы и больше туда ни ногой. Это заявление привело меня просто в отчаяние, особенно, когда я вспомнила, сколько бессонных ночей я сама провела, осваивая азы музыкальной грамоты, чтобы хоть как-то помочь детям с уроками по музыке. Я с грустью вспоминала тот энтузиазм, с которым дети впервые переступили порог музыкальной школы… Куда всё подевалось и почему? Больше всего меня, как всё-таки приличную маму, мучил исконно русский вопрос: «Что делать?» Именно в этот период сомнений, споров и раздумий я случайно, а скорее с божьей помощью, т.к. известно, что случайностей не бывает, узнала о системе Г. Шатковского и заняиях с детьми по этой системе. - Что ж, подумала я, -- а, может ,- это сама судьба! Уж очень не хотелось мне, чтобы дети бросали начатое. И в то же время мучить их и вынуждать заниматься нелюбимым делом – тоже не хотелось. Тем более , что последнее время дела в музыкалке шли совсем плохо, что приносило всем нам немалые страдания.

Выждав момент, я начала готовить детей к мысли, что летом, когда мы поедем все вместе на море, мы также все вместе будем заниматься … музыкой и пластикой. Что такое пластика, дети представляли с трудом, но музыка! Опять это музыка!!! Да ещё и летом?! Выслушав бурю негодований и протестов, я заметила, что эти занятия совсем другие. К тому же, никто никого не заставляет. А я сама похожу с удовольствием. На том и порешили.

Описывая так подробно всё, что предшествовало нашим занятиям у Татьяны Григорьевны и Рамона Рамоновича, и, вспоминая все наши переживания, я уже не верю, что это было на самом деле. Не сразу, но довольно скоро после начала занятий (занятия длились всего 7 дней) настроения моих детей изменились. Они с радостью бежали заниматься музыкальной импровизацией и делали упражнения по пластике. Надо сказать, что сам подход к работе с детьми у Татьяны Григорьевны и Рамона Рамоновича во многом отличается от подхода многих педагогов из сферы государственной системы образования. Вместо муштры и натаскивания на стандартные приёмы заучивания положения рук, нот и музыкальных понятий всю работу понизывает уважение к неповторимой уникальности каждого ребёнка и взрослого, направленность на глубинное восприятие музыки, её элементов. Человек, занимаясь по этой системе, перестаёт бояться преподавателя, инструмент, да и самого себя, позволяя себе проявлять все свои природные способности и постигать музыку всем своим существом: телом, душой, сознанием. К тому же, формируется и закреплятся способность творчески подходить и к жизни в целом, а также вера в себя.

Сейчас мои дети не желают оставлять музыку. Они очень хотят продолжаь занятия по этой системе. Они даже вернулись в музыкальную школу. Нехотя, правда, но с условием продлжения занятий с Татьяной Григорьевной и Рамоном Рамоновичем. А я и не возражаю. Я и сама с удовольствием буду заниматься вместе со своими детьми. Ведь это так здорово, когда в семье есть общие интересы. К тому же, в результате моих занятий по этой системе значительно улучшилось моё самочувствие, как физическое, так и психологическое. Стали меньше беспокоить последствия сильной травмы 5-ти летней давности и больших перегрузок на работе.

Хочется сказать большое спасибо Татьяне Григорьевне, Рамону Рамоновичу и, конечно автору столь замечательной методики развития музыкального слуха Г. Шатковскому и порекомендовать всем, кто любит музыку и хочет развить творческие способности своих детей эти занятия.

Е.В.Маркова
lenamarkova66@mail.ru

Музыка - отзывы

Отзыв о семинаре 2010 «Магия импровизации»


Хочу выразить благодарность Татьяне и Рамону за уникальный семинар! Я давно мечтала побывать на подобном мероприятие, где бы сочетались музыка, пластика, море, тепло )) и вот мечта осуществилась! Особенно интересны были индивидуальные занятия по музыке, ведь со мной никогда так серьезно и профессионально не занимался как Татьяна Григорьевна, раньше я сама часто задумывалась над теми теоретическими вопросами (еще со времен музыкальной школы), которые мы решали на практике во время занятий, первый раз в жизни к моим творческим идеям подошли серьезно, помогли начать писать музыку, теперь я практически не расстаюсь с нотоной тетрадью и карандашом,и в целом я стала заниматься музыкой больше. чем до семинара. Спасибо, что вы верите в людей.

Кобзова Мария
kleverok13@yandex.ru

Музыка - отзывы

Отзыв о семинаре 2010 «Магия импровизации»

 

Ваня Аникеев, 8 лет:

"Я занимался на семинаре с Татьяной Григорьевной и Рамоном Рамоновичем.
Мне очень понравилось я рад что приехал к вам на семинар."

Музыка - отзывы

Отзыв о Крымском Семинаре 2010 «Магия импровизации»

 

Мария Аникеева, 15 лет:

Семинар по композиции и пластике оставил только приятные воспоминания. Т.к. с Татьяной Григорьевной я занимаюсь уже много лет, и на композиции я развивала уже приобретенные знания,то пластика для меня была большим "вопросом". На первом занятии с Рамоном Рамоновичем я чувствовала себя немного нелепо, т.к.он давал мне странные упражнения (так мне тогда казалось). Но на последующих занятиях я начала понимать смысл всех упражнений, и занятия оставили веселые воспоминания и дали мне некоторый опыт.

Семинар был замечательно организован, всё было в свое время, лучше всего было то,что с 16:00 до 18:00 можно было подойти и задать вопросы или же попросить дополнительно позаниматься.

Вот в общем и все. Я очень рада тому, что побывала на семинаре. Надеюсь, в следующий раз будет больше участников, потому что вы многое теряете, если не побываете на семинаре, ведь Татьяна Григорьевна и Рамон Рамонович замечательные, удивительные люди и мастера своего дела."

Музыка - отзывы

Отзыв о семинаре «Магия импровизации» 2010


"На семинаре 2010 г. г .Севастополь я и мои дети (Мария 15 лет, Ваня 8 лет) отдыхали на море и занимались музыкальной импровизацией и пластикой.

В начале мой сын не мог сложить и двух нот, но на заключительном концерте он сыграл несколько пьес собственного сочинения. Меня это очень удивило! За такой короткий срок ребенок смог настолько раскрыть себя в музыкальном отношении. Это потрясающе!

Мария тоже была бесконечно довольна, т.к. у нее было много времени, чтобы позаниматься со своим любимым педагогом - Татьяной Григорьевной. Занятия и пластической импровизации с Рамоном Рамоновичем были удивительные.

Рамон Рамонович добрый и интересный человек старался привить нам слушание своего тела, умение расслабляться на физическом и психологическом уровне, Мария после занятий с Рамоном Рамоновичем стала смотреть за своей осанкой, расслаблять спину. А Ваня после того,как получил от меня взбучку сказал,что не обратил на мой крик никакого внимания, т.к. дышал каким- то особенным способом - видите-ли его научил этому Рамон Рамонович).
Семинар прошел удачно.

Мы много почерпнули от общения и занятий с такими удивительными, добрыми и творческими людьми, как Татьяна Григорьевна и Рамон Рамонович."

М.Ю. Морозова
m.m.y.101@mail.ru

Музыка - отзывы

Для меня Г.И. – не просто учитель, повлиявший на мои занятия музыкой. Это человек, который определил весь мой путь музыканта - с самых первых шагов до сегодняшнего дня. Да и, пожалуй, не только как музыканта...

Многие из фраз и постулатов Г.И. запомнились на всю жизнь. Главный из них я и сегодня повторяю своим ученикам : «Не важно, кем вы станете в жизни – инженером, врачом или пекарем – важно, чтобы вы стали творческой личностью .»

Сейчас, спустя более 30-ти лет, я понимаю, что Г.И. преподавал на самом деле не музыку, а отношение к жизни, способность выработать свою собственную, независимую и честную жизненную позицию. Музыка являлась лишь инструментом, с помощью которого прививались эти способности. Сегодня эта идея является стержнем моей педагогической деятельности.

В этом плане мне кажется особенно важным то, что мы тогда называли «уроками импровизации». Каждый ученик должен был импровизировать на заданную тему. Затем весь класс (10-15 человек) должен был высказать своё мнение по поводу выступления. Это была настоящая школа жизни! Во-первых, импровизация сама по себе, помимо чисто «технической» стороны, представляет собой довольно сложное психологическое упражнение – в определённой мере, это высказывание своего мнения. Для импровизатора это и упражнение в риторике, и в умении себя «подать» ; одним словом, проявить себя и качества своей личности. Во-вторых, для тех, кто высказывался вслед за выступлением своего товарища – это упражнение в формировании и аргументировании своего мнения. Иногда это сложнее, чем сымпровизировать! Уметь высказать своё мнение, честно и аргументированно – и это в 1970-е годы нашей славной Советской России! Теперь я осознаю, что в те годы это было ещё и проявлением необыкновенной смелости со стороны Г.И. Для меня это были одни из самых главных уроков в моей жизни.

Г.И. всегда был Дон Кихотом – в самом высоком и благородном смысле этого слова. Мир во все времена держался на дон кихотах, которые двигали прогресс вперёд, и Г.И. – один из них. Он выстоял против ветряных мельниц непонимания, бюрократии, инертности, зависти; они не сломили ни его воли, ни энтузиазма. Это человек невероятной внутренней силы, выдержки, честности, скромности.

Сегодня, читая его книгу о развитии музыкального слуха, я вижу, что его учение постоянно идёт вперёд, обогащается новыми гранями. В мою эпоху, например, поэтическое и художественное «измерения» ещё не были включены в учебный процесс. Что совершенно естественно – ведь я училась в самом первом экспериментальном классе Г.И.!

Но, говоря о Г.И., совершенно невозможно не сказать о человеке, который является, несомненно, его alter ego , будучи при этом независимой и сильной личностью. Это жена Г.И., Наталья Левченко. Более тридцати лет они вместе и она во всём поддерживает Г.И. с редкостной самоотверженностью, энергией, преданностью. Наташа была рядом с Г.И. в самые тяжёлые и, казалось бы, безнадёжные моменты его судьбы. Она внесла реальный вклад в учение Шатковского. Я думаю, не будет преувеличением сказать, что без Наташи учение Шатковского сегодня было бы совсем другим, а может быть и «не было» бы вообще...

Екатерина Купровская
Читать о Е.Купровской

 
 
Уроки музыки - Выдающиеся Ученики Шатковского